Исторический рост города, изменение его политических и социально-экономических функций рассматривается в связи с антропогенной трансформацией природы в сфере его латерального влияния. Историко-географический анализ позволил выделить и охарактеризовать основные этапы ландшафтно-экологической эволюции окрестностей города, начиная с момента его заложения и до наших дней. Главными направлениями воздействия бывшей российской столицы, крупного промышленного и культурного центра, на ландшафты признаны: ресурсный, индустриально-урбанистический, коммуникационный (транспортный), рекреационный, экологический, депопуляционный, милитаризационный. Исследованы, в частности, изменения ландшафтов в результате депопуляционных процессов, связанных с оттоком сельского населения в город, особенно обострившимся в годы индустриализации. Забрасывание деревень, сельскохозяйственных угодий приводили к увеличению залесенных, закустаренных, заболоченных территорий. В последние 5-6 лет при формировании рынка земли началось новое интенсивное освоение пригородного региона путем создания фермерских хозяйств, расширения коллективных садоводств, коттеджного строительства и т.п.
В большинстве случаев территориальное размещение указанных объектов почти точно повторяет прежнюю ландшафтную организацию сельского расселения. Наиболее ярко эта закономерность проявилась на Карельском перешейке с его дробной и контрастной ландшафтной структурой. Длительное антропогенное воздействие, с одной стороны, заметно увеличило разнообразие ландшафтной структуры региона, с другой - привело к определенной стандартизации культурных ландшафтов. Примером тому могут служить крупные массивы коллективных садоводств с унифицированной застройкой.
Проанализированы конфликтные геоэкологические ситуации, возникшие между городом и окружающей его территорией. Среди них важнейшими признаны: загрязнение среды промышленностью и транспортом; конфликты между сельскохозяйственным и рекреационным, гражданским и военным видами природопользования; борьба за отчуждение земель под транзитные коммуникации для выхода в Западную Европу (новые морские порты на Финском заливе, скоростные железнодорожные и автомобильные магистрали); необходимость поддержания качества природной среды и организации сети особо охраняемых природных территорий.
В результате на наших глазах происходит интенсивная трансформация ландшафтного устройства региона, которая нуждается в научно обоснованном ландшафтном планировании.
Техногенное загрязнение ландшафтов в зоне влияния промышленного города и методика его оценки были предметом исследования по проекту "Экологическое картографирование природно-антропогенных геосистем и выявление фундаментальных закономерностей формирования локальных и региональных техногенных потоков на основе дешифрирования космических снимков". Работа выполнялась под руководством кандидата биологических наук Т.А.Трифоновой (Владимирский государственный технический университет, 95-05-15368). Авторам удалось подтвердить высокую ландшафтно-экологическую информативность материалов космической съемки. По космическим снимкам были определены основные пути миграции воздушных и водных потоков техногенного загрязнения в окрестностях города Владимира. Главными каналами переноса загрязнений служат глубокие и протяженные речные долины. Они играют роль "вытяжных труб" промцентров, что достаточно четко фиксируется материалами дистанционного зондирования.
Разработаны приемы комплексного картографирования урбанизированных геосистем на основе ландшафтно-экологической интерпретации космических снимков. На картах отображены режимы фонового природного ландшафта, его прямое и косвенное (транзитное) техногенное загрязнение. Успешное решение проблемы дистанционного геоэкологического зондирования и картографирования промышленно-урбанизированной нуклеарной геосистемы - главное достоинство рассмотренного проекта.
Еще статьи
Картографирование территории Дагестана
Первыми создателями карт
были мореплаватели, философы и математики древней Греции. Создание карт
основывалась на новых географических, математических, астрономических
сведениях. С другой ст ...
Центральный район. Московская железная дорога
В
современных условиях, когда чрезвычайно значимыми для развития экономики и
хозяйства отдельных регионов становятся межрегиональные хозяйственные связи, а
эффективность производства обусло ...
Ландшафтные, геологические, геоморфологический особенности территории
Геосистемы
Зыряновска выделяются тем, что господствующие ветры не согласуются с общими
закономерностями распределения давления. Градиент давления направлен с востока
на запад, а господствующие ветр ...