Южный федеральный округ

Южный федеральный округ, состоящий из 13 субъектов Федерации, обладает рядом ярких отличительных черт. Он расположен между Черным, Азовским и Каспийским морями.

Центральный федеральный округ

Центральный федеральный округ, включающий 18 субъектов федерации, играет исключительно важную роль в жизни нашей страны.

Уральский федеральный округ

Уральский федеральный округ состоит из шести субъектов Федерации. Индустриальный комплекс УФО остается одним из самых мощных в стране.

Машиностроительный комплекс Иркутской области

Создание машиностроения в Иркутской области началось со строительства в конце 1920-х гг. на базе обозных мастерских завода по производству оборудования для золотодобывающей промышленности будущего Иркутского завода тяжелого машиностроения ("ИЗТМ").

К началу 1990-х гг., когда в стране произошел развал плановой системы хозяйствования, в области сформировался крупный машиностроительный комплекс. В его составе работало 47 крупных и средних предприятий. Он выпускал 11% промышленной продукции области, в нем было занято около 15% численности ее персонала. Основу этого комплекса составили предприятия тяжелого машиностроения, авиационной, радиотехнической, электронной, электротехнической, судостроительной, автомобильной, станкоинструментальной промышленности. Они выпускали самолеты, металлургическое, химическое, горное оборудование, радиостанции, радиоприемники, металлорежущие и деревообрабатывающие станки, конденсаторы, резисторы, низковольтные устройства, реле, приборы, отопительные котлы, радиаторы, аккумуляторы, кабельные изделия, речные суда, сталь, прокат, запасные части к автомобилям и др.

Сложившийся к началу реформ профиль машиностроения области не соответствовал в должной мере потребностям ни самой области, ни даже Сибири. Продукция многих предприятий была ориентирована на союзный (российский) рынок, причем с преобладанием ее вывоза за пределы Сибири и Дальнего Востока.

Так, из области вывозилось свыше 90% станкостроительной, кабельной, приборостроительной, радио - и электротехнической продукции, а также продукция предприятий ВПК. На нужды Сибири была ориентирована меньшая часть ведущих заводов. Среди них заводы: Иркутские тяжелого машиностроения и карданных валов, Братский и Усольский отопительного и горного оборудования, Черемховский машиностроительный. Но и их продукция потреблялась на территории области не более чем на 20%, будучи включенной в общесоюзное разделение труда.

При вхождении в либерализованный рынок машиностроительный комплекс имел специфические особенности: низкий технический и технологический уровень многих предприятий, кроме некоторых заводов ВПК; ориентация большей части продукции отрасли (различное оборудование, станки, приборы, суда, радиоаппаратура и др.) на внутренний рынок. Исключение составляли крупнейшее предприятие отрасли Иркутский авиационный завод, производящий конкурентоспособную продукцию как на внутреннем, так и на зарубежном рынках и имеющий развитые связи по ее сбыту в странах Юго-Восточной Азии, а также ряд предприятий, способных производить продукцию, находящую сбыт на внутреннем рынке в его экспортных отраслях (черной и цветной металлургии и горной промышленности, их обслуживающей); зависимость значительной части предприятий от государственного военного заказа. На оборонной продукции специализировались авиационный, релейный, радиозавод, выпускающий аккумуляторы "Востсибэлемент" и ее производство велось на

Иркутском заводе тяжелого машиностроения, Усольском горного оборудования, "Радиане", Свирском автоспецоборудования и др.

Годы рыночной либерализации для многих предприятий машиностроительного комплекса области начались с обвального падения производства большинства видов продукции, остановки и разрушения ряда предприятий. Существенное влияние на их работу оказали и перечисленные особенности, а также многократное сокращение или полная ликвидация военных заказов, разрыв связей со многими предприятиями-смежниками, особенно в бывших союзных республиках.

Путь на платежеспособный внешний рынок для большинства предприятий с их низкими техническими возможностями и качеством продукции оказался закрыт, поскольку пробиться на него с выпускаемыми станками или электрооборудованием сложнее, чем, например, с алюминием или целлюлозой.

Перейти на страницу: 1 2 3 4 5 6

Еще статьи

Социально-экономическое развитие Венгрии
Венгрия – среднеразвитая индустриально-аграрная страна, столицей которой является Будапешт. Она принимает активное участие в международной торговле. Эта страна имеет достаточно развитую инф ...

Физико-географическая характеристика Индокитая
Актуальность данной работы состоит в том, ландшафты муссонных тропиков, древнейшие на планете, очень уязвимы к воздействию человека. В 1987 году в глобальном масштабе было выделено 9 регион ...

Географическая и историко-культурная характеристика Латвии
Цель работы - дать историко-культурную характеристику Латвии. Задачи - последовательно дать характеристику большинства сфер региона - от географической до экономической и культурной. По ...