Южный федеральный округ

Южный федеральный округ, состоящий из 13 субъектов Федерации, обладает рядом ярких отличительных черт. Он расположен между Черным, Азовским и Каспийским морями.

Центральный федеральный округ

Центральный федеральный округ, включающий 18 субъектов федерации, играет исключительно важную роль в жизни нашей страны.

Уральский федеральный округ

Уральский федеральный округ состоит из шести субъектов Федерации. Индустриальный комплекс УФО остается одним из самых мощных в стране.

Перспективы мирового процесса урбанизации

Концентрация все большей доли городского населения в наиболее крупных городских системах – закономерный процесс для ХХ в. Рост доли агломераций-миллионеров в городском населении мира особенно отчетлив с 50-х гг. ХХ в

Постепенное укрупнение их «созвездий» в виде мегалополисов – такой же естественный процесс, как развитие промышленности, транспорта, связи, высоких технологий, информационных систем и т.д. И это происходит потому, что в сверхкрупных городских системах эффективнее развивать производство, бизнес, торговлю, имеются лучшие условия для получения информации, образования, здравоохранения, формирования культурной среды. А в целом все это определяет более высокую по сравнению с небольшими городами общественную производительность труда – главное мерило всех экономических, технологических и организационных новинок, определяющих успехи страны или района на мировом рынке. Вот почему сверхкрупные городские системы будут расти до того естественного предела, который обусловлен именно этим фактором.

Объективный процесс постоянного укрупнения обширных городских структур в XX веке, особенно усилившийся в последние десятилетия, стал убедительным аргументом в многолетней дискуссии между сторонниками больших и малых городов о перспективах мировой урбанизации. Под его влиянием позиции сторонников «контрурбанизации», представлений, что «большой город – плохо, а малый или деревня – хорошо», заметно пошатнулись. Немалый вклад в это внесли и исследования географов (Ж. Готманн) и градостроителей (К. Доксладис), которые уже в 60-70-х гг. увидели в сверхкрупных урбанистических образованиях начало нового этапа в организации территории, деятельности человека и всей городской жизни [1, с. 26]. В пользу больших городов свидетельствует негативный опыт авторитарных режимов по запрещению (Индонезия) или ограничению миграции сельского населения в крупные города, выселению миллионов горожан в сельскую местность (Китай, Куба). Таким образом, и объективные процессы саморазвития населения, и опыт науки и практики говорят о том, что перспективы расселения необходимо связать с дальнейшим развитием урбанизации и крупных урбанистических структур.

Поэтому вместо того, чтобы всеми средствами сдерживать приток бедноты в крупные города, следует сосредоточить усилия на том, чтобы сделать эти города более пригодными для жизни.

Несмотря на ряд преимуществ, которые обеспечивают городские системы, существует ряд проблем. В условиях современной научно-технической революции одна из коренных проблем общественного развития связана с нарастающей угрозой нарушений равновесия между человеком и природой. Исторический процесс мировой индустриализации и урбанизации оказывает все возрастающее влияние на экологическую ситуацию, отражающую характер взаимоотношений человека со средой его обитания в тот или иной период времени. Исследователи утверждают, что широкое распространение урбанизации может привести к всеобщему нарушению равновесия между человеком и природой, если при планировании не будут учитываться ограничения, заложенные в биологической природе человека и в географических условиях.

Стихийное разрастание городов и агломераций приводит ко многим отрицательным последствиям. В таких центрах ухудшаются санитарно-гигиенические условия, растут трудности с водоснабжением, до предела обостряется транспортная проблема, увеличиваются потери времени на передвижение людей к местам работы и т.д. Правящие круги тревожит этот процесс и по военно-стратегическим, и политическим соображениям. Во многих странах власти пытаются регулировать рост городов, но усилия эти зачастую малоэффективны.

Таким образом, продолжающаяся концентрация населения в крупнейших агломерациях и мегалополисах – закономерное следствие развития цивилизации. Следует предположить, что рост городских систем будут продолжаться до такого предела, который сможет обеспечить нормальное функционирование города.

Заключение

Основными формами городского расселения являются агломерации, урбанизированные районы, урбанизированные зоны, мегалополисы. Урбанизация как демографический процесс зародился еще на заре времен вместе с появлением городов. Она имеет глубокие исторические корни.

Каждый ее этап связан с ростом человеческого общества, качественно новыми изменениями в хозяйстве и уровне жизни. Несмотря на то, что большая часть населения Земли проживает в сельской местности, город продолжает оставаться центром культуры, экономики и политики, местом стремления почти каждого человека, так как обеспечивает жизнь на более высоком уровне, дает возможности для реализации своих способностей.

Процесс урбанизации в экономически развитых и развивающихся странах несомненно имеет свои особенности. Уровень урбанизированности , как правило наиболее высок в индустриальных и постиндустриальнеых странах, ниже всего – в отсталых аграрных странах. За общими показателями урбанизации стран кроется разное географическое содержание (велики порайонные различия в развитии городов, в соотношении центров разной людности и т.д.). В некоторых странах доля городского населения высока за счет единичных непомерно разросшихся городов, тогда как в целом для их территории развитие городских поселений менее характерно (Венгрия, Уругвай). В других странах, наоборот, особенно велико число средних и малых городских поселений, и лидерство первого города страны выражено слабо (Швейцария).

Перейти на страницу: 1 2 3

Еще статьи

Население Дальнего Востока
Снижение уровня жизни населения в период экономических преобразований, общая обстановка нестабильности, ощущение социальной незащищенности существенно сказались на демографической ситуации, ...

Экономическая география Португалии
Столица Португалии – Лиссабон. Полуостровная часть Португалии разделена на 18 округов – основных административно-территориальных единиц; 4 округа составляют острова, пользующиеся в ря ...

Центральный район. Московская железная дорога
В современных условиях, когда чрезвычайно значимыми для развития экономики и хозяйства отдельных регионов становятся межрегиональные хозяйственные связи, а эффективность производства обусло ...