Южный федеральный округ

Южный федеральный округ, состоящий из 13 субъектов Федерации, обладает рядом ярких отличительных черт. Он расположен между Черным, Азовским и Каспийским морями.

Центральный федеральный округ

Центральный федеральный округ, включающий 18 субъектов федерации, играет исключительно важную роль в жизни нашей страны.

Уральский федеральный округ

Уральский федеральный округ состоит из шести субъектов Федерации. Индустриальный комплекс УФО остается одним из самых мощных в стране.

Уральский федеральный округ

Среди подотраслей животноводства наибольшее значение в УФО имеет скотоводство. Производство мяса в округе постоянно сокращается. Еще сложнее в округе ситуация с производством молока. Из-за нехватки местных и дороговизны привозных кормов производство молока становится нерентабельным, особенно вдали от крупных городов, являющихся центрами переработки и потребления молочной продукции.

На территории УФО развиваются и некоторые другие подотрасли сельского хозяйства — выращивание подсолнечника (юг Челябинской области), садоводство (пригороды Екатеринбурга, Челябинска и Магнитогорска), рыболовство (вдоль течения Оби), охота на пушного зверя и дичь.

Отрасли социальной инфраструктуры, как и сельское хозяйство, в Уральском округе развиты сравнительно слабо. По многим показателям (в расчете на одного жителя) округ отстает от среднероссийских значений, которые и так невелики по сравнению с аналогичными цифрами в развитых странах мира.

Г) Внешние связи хозяйства округа. Наиболее развитой инфраструктурной отраслью в УФО является транспорт, который обслуживает не только население (социальная инфраструктура), но и другие отрасли хозяйства (производственная инфраструктура). Хозяйственные связи предприятий округа обеспечивают в основном железнодорожный и трубопроводный транспорт.

Железнодорожное строительство в юго-западной части округа началось в конце XIX в., когда появились широтные железные дороги. В конце XIX в. появились железные дороги, связывающие между собой районы Урала в меридиональном направлении (некоторые участки даже раньше широтных дорог), но в магистрали они были преобразованы уже во второй половине XX в.

Для перевозки грузов в северных автономных округах значительную роль играет речной транспорт. Главными речными портами являются Нижневартовск, Сургут, Салехард (одновременно также морской) и Лабытнанги.

Для перевозки местных грузов и для населения наибольшее значение имеет автомобильный транспорт. Об уровне его развития можно судить по густоте автодорог. В целом по округу этот показатель в 1, 5 раза ниже среднего по России, и так очень низкого по сравнению с развитыми странами.

Из-за слабой обеспеченности железными и автомобильными дорогами северных автономных округов для перевозки пассажиров большое значение имеет авиационный транспорт.

По обороту внешней торговли (45 585 млн. дол. США в 2005 г.) УФО занимает в России второе место после Центрального округа. На не го приходится около 15% внешнеторгового оборота страны, при этом экспорт превосходит импорт более чем в 10 раз (по России в целом — в 4 раза).

Значительным внешнеторговым оборотом обладают также Свердловская и Челябинская области. На экспорт из этих регионов идет в основном продукция черной и цветной металлургии. Курганская область слабо вовлечена во внешнюю торговлю, так в этом регионе отсутствуют крупные экспортные производства, численность населения невелика.

В Уральском федеральном округе сосредоточена значительная часть предприятий отечественной индустрии, вклад которых в загрязнение окружающей среды особенно заметен. Это объекты топливной промышленности, электроэнергетики, черной и цветной металлургии, машиностроения, лесохимического комплекса. Экологические параметры многих производств и используемых на них технологий не соответствуют современным требованиям. Регион относится к числу наиболее загрязненных и «стрессовых» в экологическом отношении территорий России.

Уральский район занимает первое место в стране по объему выбросов в атмосферу загрязняющих веществ от стационарных источников, на его долю приходится более 20% общего объема таких выбросов. Неблагополучная экологическая обстановка в Уральском регионе создает тяжелые условия для проживания населения, повышает вровень заболеваемости. В результате хозяйственной деятельности в регионе уже скопилось свыше 20 млрд. т промышленных отходов, включая отходы обогатительных фабрик, вскрышные и вмещающие породы. Отвалами заняты тысячи гектаров земель. Значительная часть этих отходов токсична. Уровень загрязнения тяжелыми металлами почв и водоемов, прилегающих к предприятиям добывающей промышленности, черной и цветной металлургии, в десятки и сотни раз превышает ПДК. В результате горных разработок существенно нарушены земли, до неузнаваемости изменился облик типичных уральских ландшафтов.

Перейти на страницу: 1 2 3 

Еще статьи

Социально-экономическое развитие Оренбургской области и Республики Башкортостан
Развитие и становление рыночных отношений и проведение радикальных экономических реформ привели к возрастанию роли регионов в экономике страны. Каждый регион характеризуется присущими ему пр ...

Социальное обеспечение населения города
Социальное обеспечение - государственная система обеспечения и обслуживания нетрудоспособной части населения. Социальной поддержке слабозащищенных слоев населения района уделяется особое внимани ...

Особенности и перспективы развития экономики азиатского региона
1) Особенности положения Азии в современном мире. Азия на сегодняшний день является, пожалуй, самым противоречивым регионом мира. Здесь пересекаются устоявшиеся многовековые традиц ...