Южный федеральный округ

Южный федеральный округ, состоящий из 13 субъектов Федерации, обладает рядом ярких отличительных черт. Он расположен между Черным, Азовским и Каспийским морями.

Центральный федеральный округ

Центральный федеральный округ, включающий 18 субъектов федерации, играет исключительно важную роль в жизни нашей страны.

Уральский федеральный округ

Уральский федеральный округ состоит из шести субъектов Федерации. Индустриальный комплекс УФО остается одним из самых мощных в стране.

Мифологическая картина мира

Примерно в IV—III тыс. до н. э., то есть в эпоху языковой п культурной общности финно-угорских народов Урала, у них постепенно начинает складываться система мифологических представлений. Испытавшая впоследствии религиозно-культурное влияние соседних племен и народов и оформившаяся в определенные локальные варианты, финно-угорская мифология сохранила в своей основе известное единство.

Гак. согласно мифологическим представлениям финно-угров, сотворение земли было произведено богом-демиургом, символом которого являлся лебедь (коми называли его Ен, марийцы — Кугу-Юмо, удмурты -Инмар. угры — Корс-Торум пли Пуми-Торум). Земля была создана из первичного подводного ила с помощью другой водоплавающем птицы (утки, гагары) или младшего брата в облике этой птицы (Омоль у коми, марийский и удмуртский Керемет, угорский Куль-Отыр). Изначальная двойственность мира выражалась в том, что бог-демиург создал все полезное, а его помощник-антипод — все вредное.

Как и у большинства других пародов, финно-угорский мифологический мир был разделен на три уровня: верхний (Небо с Полярной звездой в центре), срединный (земля, окруженная водой) и нижний (загробный мир холода и мрака). Мировой осью и одновременно универсальной моде лью этого мира являлись дерево или гора (у обских угров -река).

Каждому уровню соответствовали определенные божества: верхнему — демиург, громовиик и т. д.; среднему — женские божества, выступавшие супругами или дочерьми высших богов, и их дети; нижнему — божества мрака и смерти. Па земле обитали также божества — покровители промыслов п духи — хозяева сил природы (воды, ветра, леса, огня и т. д.).

Особое место в мифопо:>тической традиции финно-угров занимали родоначальники и культурные герои. 'Гак. по одной из версий, бот коми-пермяков Ен сотворил из глины мужчину, я его братан тп под Омоль — женщину. Ей взял ее в жены, и от этого брака родились Вой-пель (бог северного ветра, повелевавший также громом и молнией, впоследствии — покровитель охотников и воинов) и его сестра Иома (иногда в мифах она фигурирует как злая лесная колдунья ).

Ен отправил своих детей на землю, где они породили настоящих людей — народ йосу (так коми-пермяки называли себя еще в XI—XII вв.). Сохранились также предания о родственных связях коми с загадочным северным народом чудью.

В угорских мифах инициатива творения человека приписывается богине земли и покровительнице женщин Кал-тащ. По другой версии, Нуми-Торум сначала создал из лиственничных бревен великанов-менквов, затем — мохнатых людей, которых уничтожил, и лишь после этого появились настоящие люди, сплетенные из тальника и обмазанные глиной. Согласно одному из мансийских мифов, первоначально землю населяли богатыри-отыры, но Нуми-Торум, разгневанный их дерзостью, наслал на них огненный потоп. Искупавшись в его водах, сам он помолодел и стал отцом семи сыновей, которых послал па землю. Особая роль при этом отводилась младшему из них — Мир-суснэ-хуму, ставшему покровителем человеческого рода и посредником между людьми и богами.

Среди этногенетических сюжетов мифологии коми следует отметить рассказ о братьях-родоначальниках Остьясе и Ошъясе, а также предания о первом кузнеце Кудым-оше и герое-богатыре Пере.

Пережитки тотемизма в мифологических представлениях финно-угров Урала прослеживаются в отношении к медведю, который рассматривался ими в качестве одного из родоначальников.

Из домусульмаиских мифологических представлений тюркоязычных народов Урала до нас дошли лишь некоторые образы низшей мифологии: бичура, шурале, убыр, духи — хозяева жилища (ой-ияее, абзор-ияее, йорт-ияее), дух — хозяин воды (су иясе) и т. д.

Еще статьи

Региональный климат Рязанской области, его вековая динамика и роль в эволюции ландшафтов
На протяжении многих лет было широко распространено представление, что современный глобальный климат более или менее постоянен и что нет оснований ожидать его заметных изменений в ближайшем ...

География и национальная культура Италии
Сложившиеся нормы нравственности являются результатом длительного по времени процесса становления взаимоотношений между людьми. Без соблюдения этих норм невозможны политические, экономическ ...

Экономико-географическая характеристика Дальневосточного федерального округа
Дальний Восток занимает уникальное географическое положение. в России. Он расположен на северо-восточной оконечности Евразийского материка, протянувшегося почти на 4 тыс. км вдоль Тихого оке ...