В ближайшее десятилетие ожидается рост спроса на газ, превосходящий рост спроса на другие источники энергии. Это не может не радовать Россию, которая намерена сделать газ своим главным энергетическим экспортным козырем, а так же мощным рычагом в международной политике.
На долю поставок газа приходится около 8% в структуре ВВП, 19% валютных поступлений и 45% в структуре экспорта РФ. В данный момент газ составляет 50% от баланса энергоносителей в стране. При этом запланировано постепенное снижение его доли до 45%.
Основная доля поставляемого на рынок газа реализуется по оптовым ценам, которые регулируются административным способом. Государственный контроль сохраняется и в отношении тарифной политики, регламентирующей пользование распределительными сетями и прочие бытовые услуги для конечных потребителей газа. Независимых предприятий на данном рынке практически нет, их доля незначительна. Можно сделать вывод, в соответствии с которым государство не заинтересовано в развитии рыночных отношений в части добычи и транспортировки природного газа. На это указывает ряд факторов, среди которых продолжительное отсутствие разработанных правовых документов, требований к участникам рынка. Последние, между тем, готовы вкладывать средства на этапе становления газовой отрасли в качестве конкурентной среды. Инвестирование не ведется из-за значительных рисков, выражающихся в полном отсутствии гарантий возврата вложенных средств. Преимущественно, такая ситуация возникает за счет непрерывного государственного вмешательства в процесс ценообразования на данном рынке. Цены при этом занижаются, автоматически исключая возможность работы каких-либо рыночных механизмов.
Диаграмма 3.1 Динамка цен на газ, долл.
Ценовая политика в отношении газа может быть охарактеризована как достаточно лояльная по отношению к частным потребителям, цены для которых по-прежнему остаются на низком уровне по сравнению с корпоративными заказчиками. Судьба спроса на газ на внутреннем рынке зависит от ценовой политики государства в данном отношении. Учитывая высокую газоемкость российской экономики, следует ожидать, что регулирование данного рынка окажет существенное влияние и на остальные отрасли производства. В особенной степени это актуально для ЖКХ, химической промышленности и сельского хозяйства. При учете значительного технологического отставания предприятий российской экономики в части применения технологий, оптимизирующих потребление газа, наиболее рациональным способом было бы постепенное повышение стоимости по поставкам данного вида топлива. Это позволит несколько снизить спрос, который в перспективе может превысить возможности добывающей промышленности. Помимо этого, возрастет роль энергосбережения, и возникнет дополнительная мотивация для переоснащения предприятий с применением новых технологий. В условиях неразвитой рыночной среды и монопольного положения ОАО «Газпром» реализация подобной схемы регулирования не будет осложнена существенными препятствиями.
Таблица 3.1 Поставки газа из РФ на внешний рынок
Всего |
В страны дальнего Зарубежья |
В страны СНГ | ||
Количество, млрд, куб.м. |
Стоимость млн. долл |
Количество, млрд, куб.м. |
Количество, млрд, куб.м. | |
2000 год | ||||
I квартал 2000 г |
65 |
4 705,90 |
36,9 |
28,1 |
II квартал 2000 г |
41,6 |
3 554,80 |
31,1 |
10,5 |
III квартал 2000 г |
36,4 |
3 481,70 |
30,3 |
6,1 |
IV квартал 2000 г |
50,9 |
4 901,70 |
35,7 |
15,2 |
2001 год | ||||
I квартал 2001 г |
54 |
5 457,40 |
35,6 |
18,4 |
II квартал 2001 г |
38,6 |
4 080,80 |
30,5 |
8,1 |
III квартал 2001 г |
39 |
3 732,20 |
29,4 |
9,7 |
IV квартал 2001 г |
49,3 |
4 499,60 |
36,5 |
12,8 |
2002 год | ||||
I квартал 2002 г |
52,7 |
4 332,40 |
36,7 |
16 |
II квартал 2002 г |
43,3 |
3 480,20 |
31,5 |
11,8 |
III квартал 2002 г |
40,3 |
3 510,70 |
29,8 |
10,5 |
IV квартал 2002 г |
49,2 |
4 574,00 |
36,3 |
12,9 |
2003 год | ||||
I квартал 2003 г |
53,9 |
5 410,60 |
40,3 |
13,6 |
II квартал 2003 г |
44,5 |
4 813,50 |
33,2 |
11,3 |
III квартал 2003 г |
40,2 |
4 304,60 |
30,2 |
10 |
IV квартал 2003 г |
50,7 |
5 452,30 |
38,3 |
12,4 |
2004 год | ||||
I квартал 2004 г |
54,6 |
5 680,40 |
39,6 |
14,9 |
II квартал 2004 г |
48,5 |
5 010,00 |
35 |
13,4 |
III квартал 2004 г |
48,1 |
5 129,70 |
33,7 |
14,4 |
IV квартал 2004 г |
49,2 |
6 033,10 |
37 |
12,3 |
2005 год | ||||
I квартал 2005 г |
57,4 |
7 631,50 |
42,6 |
14,8 |
II квартал 2005 г |
49,1 |
7 201,30 |
38,3 |
10,8 |
III квартал 2005 г |
52,1 |
7 758,20 |
39,7 |
12,4 |
IV квартал 2005 г |
50,7 |
9 079,50 |
41,2 |
9,5 |
2006 год | ||||
I квартал 2006 г |
59,9 |
12 240,20 |
46,3 |
13,6 |
II квартал 2006 г |
46,3 |
10 062,40 |
39,1 |
7,2 |
III квартал 2006 г |
45,1 |
10 172,30 |
34 |
11,1 |
IV квартал 2006 г |
51,5 |
11 331,30 |
42,4 |
9,1 |
2007 год | ||||
I квартал 2007 г |
48,8 |
10 542,40 |
35 |
13,8 |
II квартал 2007 г |
44,3 |
9 850,10 |
37,4 |
6,9 |
III квартал 2007 г |
42,5 |
9 873,80 |
35,7 |
6,9 |
IV квартал 2007 г |
56,2 |
14 571,10 |
46,3 |
9,9 |
2008 год | ||||
I квартал 2008 г |
59,8 |
17 931,70 |
47,9 |
11,9 |
II квартал 2008 г |
49,6 |
17 192,60 |
40,9 |
8,7 |
Еще статьи
Характеристика населения России, его проблемы
Население – объект изучения
социально-экономической географии, которая устанавливает общие закономерности
его развития, рассматривая его жизнедеятельность во всех аспектах:
историческ ...
Торфяные месторождения - как объект рационального природопользования
Многие
зарубежные страны имеют развитую экономику, благодаря мощной минеральной базе.
Главной особенностью этих стран является тот факт, что они используют все виды
ресурсов, которые имеютс ...
Анализ динамики численности населения и динамики возрастной структуры
населения города Зыряновск
По
предварительным данным за 2009 год общие коэффициенты на 1000 человек населения
составили по г. Зыряновску:
-
рождаемость 13,39
-
смертность 19,81
-
естественная убыль 6,42
По
Зыр ...