Южный федеральный округ

Южный федеральный округ, состоящий из 13 субъектов Федерации, обладает рядом ярких отличительных черт. Он расположен между Черным, Азовским и Каспийским морями.

Центральный федеральный округ

Центральный федеральный округ, включающий 18 субъектов федерации, играет исключительно важную роль в жизни нашей страны.

Уральский федеральный округ

Уральский федеральный округ состоит из шести субъектов Федерации. Индустриальный комплекс УФО остается одним из самых мощных в стране.

Сибирский федеральный округ

В южных регионах Сибири с более благоприятными для ведения сельского хозяйства природными условиями получили развитие зерновое хозяйство, мясо-молочное скотоводство и овцеводство, а на севере — оленеводство и заготовка пушнины.

В СФО сосредоточено 4/5 добычи угля в стране. Объединенная энергосистема Сибири обеспечивает потребность крупных энергопотребителей, в первую очередь алюминиевую промышленность, создавая с ней коммерческие объединения.

Металлургический комплекс занимает лидирующее место в промышленном производстве СФО. На его долю приходится почти 2/5 всего объема выпускаемой в округе промышленной продукции. Цветная металлургия — одна из самых приоритетных отраслей экономики и рыночной специализации в СФО, обеспечивающая ему значительную часть бюджетных доходов.

Алюминиевая промышленность имеет в своем составе глиноземное производство в г. Ачинске Красноярского края, а также алюминиевые заводы в Красноярске, Саяногорске (Республика Хакасия), Братске и Шелехове (Иркутская область), Новокузнецке (Кемеровская область) с суммарной мощностью 3 млн т алюминия в год.

Медно-никелевая промышленность развивается на основе эксплуатации богатых медно-никелевых руд Норильской группы месторождений (Талнахское, Октябрьское и др.), расположенных в Красноярском Заполярье.

Свинцово-цинковая промышленность представлена разработкой полиметаллических руд и производством концентратов в Рудном Алтае.

Машиностроительный комплекс Сибири развивается в условиях высокого уровня издержек и оттока высококвалифицированных кадров, что накладывает определенные ограничения на его масштабы и специализацию.Крупные центры машиностроения размещены в Красноярском и Алтайском краях, Новосибирской, Омской, Кемеровской, Иркутской областях, Республике Хакасия.

Химико-лесной комплекс включает предприятия химической, лесной, деревообрабатывающей и целлюлозно-бумажной промышленности. Химическая и нефтехимическая промышленность успешно развивается на базе переработки углеводородного сырья, древесины, поваренной соли, а также ядерных материалов.

Лесная промышленность Сибири располагает богатейшим ресурсным потенциалом. По объему производства пиломатериалов СФО находится на первом месте в стране, а деловой древесины и целлюлозы — на втором месте после Северо-Западного федерального округа. В 2005 г. здесь было заготовлено около 28 млн м3 древесины, а выпуск деловой древесины составил почти 25 млн м3 — четвертую часть общероссийского.

Агропромышленный комплекс СФО отличается большими масштабами производства. Он получил преимущественное развитие в регионах Южной Сибири в пределах лесостепной и степной природно - климатических зон, а также в горной местности, богатой естественными пастбищами. Местное сельское хозяйство имеет зерново-животноводческое направление.

Более половины сельскохозяйственного производства приходилось на животноводство: скотоводство (молочно-мясное и мясо-молочное), овцеводство и другие его отрасли. В растениеводстве преобладало выращивание яровой пшеницы, льна-долгунца, семян подсолнечника, сахарной свеклы, картофеля и овощей. По размерам посевных площадей — 15, 5 млн га (*/3 всех посевных площадей в России) СФО занимает второе место после Приволжского федерального округа.

Округ имеет высокий удельный вес в России по валовому сбору зерна (15%), льна-волокна (30%), картофеля (17%) и овощей (14%).

Транспортный комплекс СФО включает различные виды взаимодействующего между собой наземного (железные и автомобильные дороги, трубопроводы), водного (морского и речного) и авиационного транспорта.

Железнодорожный транспорт получил наибольшее развитие на юге Сибири, где проходят широтные Транссибирская и восточные участки Среднесибирской и Южносибирской железнодорожных магистралей с ответвлением в сторону Южного Казахстана (Турксиб).

Важнейшие автомобильные дороги: Омск—Тюмень, Омск—Новосибирск—Красноярск—Иркутск—Чита, Новосибирск—Барнаул далее в Монголию (Чуйский тракт).

Важное значение для экономики Сибири имеет речной транспорт, обеспечивающий сезонное судоходство («северный завоз»).

Роль авиационного транспорта в СФО также чрезвычайно велика, так как только благодаря ему, существует связь северных территорий с Большой землей — Красноярском, Москвой.

Перейти на страницу: 1 2 3

Еще статьи

Основные понятия демогеографии
Под демографическим развитием понимается изменение численности населения и его структур в определенный период времени[1]. Успех государства почти во всех его сферах тесно связан с устойчивы ...

Центральный район. Московская железная дорога
В современных условиях, когда чрезвычайно значимыми для развития экономики и хозяйства отдельных регионов становятся межрегиональные хозяйственные связи, а эффективность производства обусло ...

Ландшафтные, геологические, геоморфологический особенности территории
Геосистемы Зыряновска выделяются тем, что господствующие ветры не согласуются с общими закономерностями распределения давления. Градиент давления направлен с востока на запад, а господствующие ветр ...