В южных регионах Сибири с более благоприятными для ведения сельского хозяйства природными условиями получили развитие зерновое хозяйство, мясо-молочное скотоводство и овцеводство, а на севере — оленеводство и заготовка пушнины.
В СФО сосредоточено 4/5 добычи угля в стране. Объединенная энергосистема Сибири обеспечивает потребность крупных энергопотребителей, в первую очередь алюминиевую промышленность, создавая с ней коммерческие объединения.
Металлургический комплекс занимает лидирующее место в промышленном производстве СФО. На его долю приходится почти 2/5 всего объема выпускаемой в округе промышленной продукции. Цветная металлургия — одна из самых приоритетных отраслей экономики и рыночной специализации в СФО, обеспечивающая ему значительную часть бюджетных доходов.
Алюминиевая промышленность имеет в своем составе глиноземное производство в г. Ачинске Красноярского края, а также алюминиевые заводы в Красноярске, Саяногорске (Республика Хакасия), Братске и Шелехове (Иркутская область), Новокузнецке (Кемеровская область) с суммарной мощностью 3 млн т алюминия в год.
Медно-никелевая промышленность развивается на основе эксплуатации богатых медно-никелевых руд Норильской группы месторождений (Талнахское, Октябрьское и др.), расположенных в Красноярском Заполярье.
Свинцово-цинковая промышленность представлена разработкой полиметаллических руд и производством концентратов в Рудном Алтае.
Машиностроительный комплекс Сибири развивается в условиях высокого уровня издержек и оттока высококвалифицированных кадров, что накладывает определенные ограничения на его масштабы и специализацию.Крупные центры машиностроения размещены в Красноярском и Алтайском краях, Новосибирской, Омской, Кемеровской, Иркутской областях, Республике Хакасия.
Химико-лесной комплекс включает предприятия химической, лесной, деревообрабатывающей и целлюлозно-бумажной промышленности. Химическая и нефтехимическая промышленность успешно развивается на базе переработки углеводородного сырья, древесины, поваренной соли, а также ядерных материалов.
Лесная промышленность Сибири располагает богатейшим ресурсным потенциалом. По объему производства пиломатериалов СФО находится на первом месте в стране, а деловой древесины и целлюлозы — на втором месте после Северо-Западного федерального округа. В 2005 г. здесь было заготовлено около 28 млн м3 древесины, а выпуск деловой древесины составил почти 25 млн м3 — четвертую часть общероссийского.
Агропромышленный комплекс СФО отличается большими масштабами производства. Он получил преимущественное развитие в регионах Южной Сибири в пределах лесостепной и степной природно - климатических зон, а также в горной местности, богатой естественными пастбищами. Местное сельское хозяйство имеет зерново-животноводческое направление.
Более половины сельскохозяйственного производства приходилось на животноводство: скотоводство (молочно-мясное и мясо-молочное), овцеводство и другие его отрасли. В растениеводстве преобладало выращивание яровой пшеницы, льна-долгунца, семян подсолнечника, сахарной свеклы, картофеля и овощей. По размерам посевных площадей — 15, 5 млн га (*/3 всех посевных площадей в России) СФО занимает второе место после Приволжского федерального округа.
Округ имеет высокий удельный вес в России по валовому сбору зерна (15%), льна-волокна (30%), картофеля (17%) и овощей (14%).
Транспортный комплекс СФО включает различные виды взаимодействующего между собой наземного (железные и автомобильные дороги, трубопроводы), водного (морского и речного) и авиационного транспорта.
Железнодорожный транспорт получил наибольшее развитие на юге Сибири, где проходят широтные Транссибирская и восточные участки Среднесибирской и Южносибирской железнодорожных магистралей с ответвлением в сторону Южного Казахстана (Турксиб).
Важнейшие автомобильные дороги: Омск—Тюмень, Омск—Новосибирск—Красноярск—Иркутск—Чита, Новосибирск—Барнаул далее в Монголию (Чуйский тракт).
Важное значение для экономики Сибири имеет речной транспорт, обеспечивающий сезонное судоходство («северный завоз»).
Роль авиационного транспорта в СФО также чрезвычайно велика, так как только благодаря ему, существует связь северных территорий с Большой землей — Красноярском, Москвой.
Еще статьи
Основные понятия демогеографии
Под
демографическим развитием понимается изменение численности населения и его
структур в определенный период времени[1].
Успех государства почти во всех его сферах тесно связан с устойчивы ...
Центральный район. Московская железная дорога
В
современных условиях, когда чрезвычайно значимыми для развития экономики и
хозяйства отдельных регионов становятся межрегиональные хозяйственные связи, а
эффективность производства обусло ...
Ландшафтные, геологические, геоморфологический особенности территории
Геосистемы
Зыряновска выделяются тем, что господствующие ветры не согласуются с общими
закономерностями распределения давления. Градиент давления направлен с востока
на запад, а господствующие ветр ...